Второй день «Крыльев» носил легкий оттенок «фестиваля для интеллектуалов». Но так как среди нескольких десятков тысяч прибывших на концерт оказалось не так много людей с образованием выше среднего, то выступавших в середине дня Инну Желанную, известную исполнительницу негромких песен, и «Паперного Т.А..М…», знаменитого абсурдиста и мастера перфоманса, чуть было не освистали. Но, надо отдать должное, среди толпы были люди, внимательно слушавшие и Желанную, и Паперного. Они выступали после панк-группы «Наив», поэтому настрой аудитории был понятен. Зато то, что произошло после сета Паперного, сначала не понял, кажется, никто из фан-зоны. На сцену вышла британская команда Fun-Da-Mental, которую без преувеличения можно назвать одной из самых важных групп современности.
Это мульти-этническая группа, которая играет смесь «техно», танцевальную электронику, рэп, хэви-метал, музыку исламского мира, сэмплы африканских и азиатских мелодий. Все смешалось в этом бурном коллективе: диджейские скрэтчи, исламские песнопения, электронный бит, африканские барабаны, крик и шепот, брейк-данс и марш.
В отличие от Asian Dub Foundation, практикующей подобный подход к музыке, Fun-Da-Mental отличается крайне левыми идеями. Социальный подтекст их песен настолько силен, что за некоторые песни честолюбивые британские граждане требовали упрятать их за решетку, а песня, в которой они сравнивают Усаму бен Ладена с Че Геварой, официально запрещена в эфире британских радиостанций. Им ничего не стоит написать на американском флаге «Террорист №1» (что они и сделали на концерте в Москве), показать публике крупным планом интимные части своего тела (что они и сделали на концерте в Москве) или броситься в толпу разгоряченных поклонников (что они и сделали на концерте в Москве). Пресса называет их «бомбой мгновенного действия», «Крылья» почувствовали это на себе: среди всех российских групп, берущих зрителя громкостью или кривлянием, это явилось именно той самой бомбой. Тушино взорвали, но не террористки-смертницы, а несколько мужчин самых разных национальностей, энергии которых хватило на целую войну в Ираке.
После них вечер второго дня «Крыльев» прошел без особых сюрпризов. «Король и Шут» собрал целую армию фанатов и совершенно предсказуемо вызвал настоящую бурю радости поклонников. На пресс-брифинге Горшок, лидер группы, вёл себя вызывающе. То «косил» под Киркорова: (журналистке) «Ты меня спрашиваешь, что такое рок-н-ролл? Ты что, не врубаешься? Какого ***** ты пришла сюда, если ты не врубаешься, что такое рок-н-ролл?!» (журналисту) «Ты тупой что ли? Я не понимаю твой вопрос! Иди тупи в другом месте!» - то под Жириновского: «Русский рок-н-ролл всегда будет на высоте, ты понял?! Скоро они везде будут!». В остальном, расшифровывать речь Горшка журналистам придется с особой тщательностью, потому что она состояла на 99% из отборного мата.
Часть фестиваля «Крылья», где должны выступать хэдлайнеры, то есть уже ближе к концу концерта, открыла группа «Пилот». Эта группа обладает какой-то страшной тайной, которой она никогда, наверное, не поделится. Даже если отбросить вторичность творчества «пилотов», похожесть на всё наследие российской музыки (от «Алисы» до «Технологии»), подчеркнутую простоту, то все равно останется вопрос: откуда у них деньги на то, чтобы завесить половину Москвы огромными плакатами с рекламой одного из своих концертов, что произошло несколько месяцев назад? Ответа не ожидается.
Гостей из Франции Pleymo тоже не назовешь большими оригиналами: этакий Linkin Park, который ужалили несколькими тысячью ватт. Заодно ужалили и всю территорию Тушино, потому что французы так разогрели публику, что правоохранительные органы забеспокоились и выстроили на всякий случай еще одно кольцо охраны, заодно перегородив площадку между сценой, где располагались теле- и фотокорреспонденты, лишив, тем самым, журналистов возможности качественной съемки. Фотографы сначала поволновались, попытались рассердиться, но, поняв, что эмоции бесполезны, стали искать другие способы съемки двух оставшихся звезд «Крыльев».
Этими двумя стали «Сплин» и девушка из Британии (а, по сути, из Австралии) Натали Имбрулиа. Первые без сюрпризов отыграли свою часть: «Сплин» во главе с Александром Васильевым вот уже лет десять является фаворитом и музыкальных критиков, и музыкантов, и поэтов. Его любят и стар и млад за тексты, за настроение, за правильное обращение с музыкой. На «Крыльях» они исполнили, что тоже важно, не проверенные хиты вроде «Орбита без сахара» или «Выхода нет», а песни последних лет и из нового альбома, начав с «Дай, Джим, на счастье руку мне» с трансляцией на экран изображения Джима Моррисона.
После них народ потянулся к выходу, потому что в массе своей поклонники рок-музыки считают Натали Имбрулиа «попсой». Оставшиеся не то чтобы разуверились в этом, но, возможно, к ним снизошло озарение, что профессиональный музыкант на то и профи, чтобы доставлять удовольствие, как поклонникам, так и равнодушным. Натали Имбрулиа не просто прекрасна и талантлива. Непонятно каким образом она может завести самый пафосный зал страны, Кремль (это было два года назад), и каким образом она завела всю толпу пьяных детей в футболках «КиШ», которые изначально приготовились кидаться в неё тухлыми яйцами. За ее выступлением сверху со своей площадки довольно наблюдал Сергей Галанин и кивал в такт головой, а во время «Big Mistake» начал хлопать и улюлюкать вместе со зрителями. В чем секрет Имбрулиа? Даже журналисты, которым она отказала (всем) в интервью, остались в некоем тумане радости после её последней песни.
«Крылья» выстояли. Несмотря на километровые очереди за билетами, несмотря на чересчур бдительную охрану, несмотря на чересчур пьяных подростков, несмотря на некоторое количество явно «случайных» групп, несмотря на боязнь терактов и еще много «несмотря». Почему это так важно? Потому что найти более-менее приличный фестиваль в рамках не просто Москвы, а Московской области просто невозможно. Как сказал Гарик Сукачев, «Вся Москва разрушена, осталось только Тушино».
|